№54 Перегрузка операций и функций

Перегрузка процедур и функций


Перегрузка процедур и функций - возможность использования одноимённых подпрограмм: процедур или функций в языках программирования.
Причина появления

В большинстве ранних языков программирования, для упрощения процесса трансляции существовало ограничение, согласно которому одновременно в программе не может быть доступно более одной процедуры с одним и тем же именем. В соответствии этому ограничению, все подпрограммы, видимые в данной точке программы, должны иметь различные имена.

Имена и обозначения процедур и функций, являющихся частью языка программирования, не могут быть использованы программистом для именования собственных подпрограмм.
Реализация

Для того, чтобы иметь возможность использовать несколько вариантов подпрограммы с одним и тем же именем, но с разным числом аргументов или другими типами аргументов (то есть с разной сигнатурой) и вводится перегрузка подпрограмм. Такая перегрузка возможна в рамках процедурной парадигмы, без применения объектно-ориентированного программирования.

При трансляции происходит контроль одноимённых процедур и функций, чтобы они различались по сигнатуре, так как в этом случае транслятор может однозначно определить вызов нужной подпрограммы.

Чтобы исключить ошибку программиста давшему случайно имя подпрограмме, которое уже используется, вводится дополнительное требование написания ключевого слова. Так сделано, например в языке Delphi (ключевое слово overload).

Перегрузка операторов
— в программировании — один из способов реализации полиморфизма, заключающийся в возможности одновременного существования в одной области видимости нескольких различных вариантов применения оператора, имеющих одно и то же имя, но различающихся типами параметров, к которым они применяются.

Терминология

Термин перегрузка — это калька английского слова overloading. Такой перевод появился в книгах по языкам программирования в первой половине 1990-х годов.[источник не указан 323 дня] В изданиях советского периода аналогичные механизмы назывались переопределением или повторным определением, перекрытием операций.[1]

Причины появления

Отчасти проблема решается средствами объектного программирования — когда новые типы данных объявляются как классы, операции над ними могут быть оформлены как методы классов, в том числе и одноимённые (поскольку методы разных классов не обязаны иметь различные имена), но, во-первых, оформление подобным образом операций над значениями разных типов неудобно, а во-вторых, это не решает проблему создания новых операторов.

Средства, позволяющие расширять язык, дополнять его новыми операциями и синтаксическими конструкциями (а перегрузка операций является одним из таких средств, наряду с объектами, макрокомандами, функционалами, замыканиями) превращают его уже в метаязык — средство описания языков, ориентированных на конкретные задачи. С его помощью можно для каждой конкретной задачи построить языковое расширение, наиболее ей соответствующее, которое позволит описывать её решение в наиболее естественной, понятной и простой форме. Например, в приложении к перегрузке операций: создание библиотеки сложных математических типов (векторы, матрицы) и описание операций с ними в естественной, «математической» форме, создаёт «язык для векторных операций», в котором сложность вычислений скрыта, и возможно описывать решение задач в терминах векторных и матричных операций, концентрируясь на сути задачи, а не на технике. Именно из этих соображений подобные средства были в своё время включены в язык Алгол-68.

Механизм перегрузки

Реализация

Перегрузка операций предполагает введение в язык двух взаимосвязанных особенностей: возможности объявлять в одной области видимости несколько процедур или функций с одинаковыми именами и возможности описывать собственные реализации операций (то есть знаков операций, обычно записываемых в инфиксной нотации, между операндами). Принципиально реализация их достаточно проста:


Варианты и проблемы

Перегрузка процедур и функций на уровне общей идеи, как правило, не представляет сложности ни в реализации, ни в понимании. Однако даже в ней имеются некоторые «подводные камни», которые необходимо учитывать. Разрешение перегрузки операций создаёт гораздо больше проблем как для реализатора языка, так и для работающего на этом языке программиста.

Проблема идентификации

Первый вопрос, с которым сталкивается разработчик транслятора языка, разрешающего перегрузку процедур и функций: каким образом из числа одноимённых процедур выбрать ту, которая должна быть применена в данном конкретном случае? Всё хорошо, если существует вариант процедуры, типы формальных параметров которого в точности совпадают с типами параметров фактических, применённых в данном вызове. Однако практически во всех языках в употреблении типов существует некоторая степень свободы, предполагающая, что компилятор в определённых ситуациях автоматически выполняет безопасные преобразования типов. Например, в арифметических операциях над вещественным и целым аргументами целый обычно приводится к вещественному типу автоматически, и результат получается вещественным. Предположим, что существует два варианта функции add:

 int   add(int a1, int a2);
float add(float a1, float a2);

Каким образом компилятор должен обработать выражение y = add(x, i), где x имеет тип float, а i — тип int? Очевидно, что точного совпадения нет. Имеется два варианта: либо y=add_int((int)x,i), либо как y=add_flt(x, (float)i) (здесь именами add_int и add_flt обозначены соответственно, первый и второй варианты функции).

Возникает вопрос: должен ли транслятор разрешать подобное использование перегруженных функций, а если должен, то на каком основании он будет выбирать конкретный используемый вариант? В частности, в приведённом выше примере, должен ли транслятор при выборе учитывать тип переменной y? Нужно отметить, что приведённая ситуация — простейшая, возможны гораздо более запутанные случаи, которые усугубляются тем, что не только встроенные типы могут преобразовываться по правилам языка, но и объявленные программистом классы при наличии у них родственных отношений допускают приведение один к другому. Решений у этой проблемы два:

Специфические вопросы перегрузки операций

В отличие от процедур и функций, инфиксные операции языков программирования имеют два дополнительных свойства, существенным образом влияющих на их функциональность: приоритет и ассоциативность, наличие которых обуславливается возможностью «цепочной» записи операторов (как понимать a+b*c : как (a+b)*c или как a+(b*c)? Выражение a-b+c — это (a-b)+c или a-(b+c)?).

Встроенные в язык операции всегда имеют наперёд заданные традиционные приоритеты и ассоциативность. Возникает вопрос: какие приоритеты и ассоциативность будут иметь переопределённые версии этих операций или, тем более, новые созданные программистом операции? Есть и другие тонкости, которые могут требовать уточнения. Например, в Си существуют две формы операций увеличения и уменьшения значения ++ и -- — префиксная и постфиксная, поведение которых различается. Как должны вести себя перегруженные версии таких операций?

Различные языки по-разному решают приведённые вопросы. Так, в C++ приоритет и ассоциативность перегруженных версий операций сохраняются такими же, как и у определённых в языке, а описания перегрузки префиксной и постфиксной формы операторов инкремента и декремента используют различные сигнатуры:


Префиксная форма Постфиксная форма
Функция T &operator ++(T &) T operator ++(T &, int)
Функция-член T &T::operator ++() T T::operator ++(int)

Фактически целого параметра у операции нет — он фиктивен, и добавляется только для внесения различия в сигнатуры

Объявление новых операций

Ещё сложнее обстоит дело с объявлением новых операций. Включить в язык саму возможность такого объявления несложно, но вот реализация его сопряжена со значительными трудностями. Объявление новой операции — это, фактически, создание нового ключевого слова языка программирования, осложнённое тем фактом, что операции в тексте, как правило, могут следовать без разделителей с другими лексемами. При их появлении возникают дополнительные трудности в организации лексического анализатора. Например, если в языке уже есть операции «+» и унарный «-» (изменение знака), то выражение a+-b можно безошибочно трактовать как a + (-b), но если в программе объявляется новая операция +-, тут же возникает неоднозначность, ведь то же выражение можно уже разобрать и как a (+-) b. Разработчик и реализатор языка должен каким-то образом решать подобные проблемы. Варианты, опять-таки, могут быть различными: потребовать, чтобы все новые операции были односимвольными, постулировать, что при любых разночтениях выбирается «самый длинный» вариант операции (то есть до тех пор, пока очередной читаемый транслятором набор символов совпадает с какой-либо операцией, он продолжает считываться), пытаться обнаруживать коллизии при трансляции и выдавать ошибки в спорных случаях… Так или иначе, языки, допускающие объявление новых операций, решают эти проблемы.

Не следует забывать, что для новых операций также стоит вопрос определения ассоциативности и приоритета. Здесь уже нет готового решения в виде стандартной языковой операции, и обычно приходится просто задать эти параметры правилами языка. Например, сделать все новые операции левоассоциативными и дать им один и тот же, фиксированный, приоритет, либо ввести в язык средства задания того и другого.

Перегрузка и полиморфные переменные

Когда перегружаемые операции, функции и процедуры используются в языках со строгой типизацией, где каждая переменная имеет предварительно описанный тип, задача выбора варианта перегруженной операции, используемого в каждом конкретном случае, независимо от её сложности, решается транслятором. Это означает, что для компилируемых языков использование перегрузки операций не приводит к снижению быстродействия — в любом случае, в объектном коде программы присутствует вполне определённая операция или вызов функции. Иначе обстоит дело при возможности использования в языке полиморфных переменных, то есть переменных, которые могут в разные моменты времени содержать значения разных типов.

Поскольку тип значения, к которому будет применяться перегруженная операция, неизвестен на момент трансляции кода, компилятор лишён возможности выбрать нужный вариант заранее. В этом случае он вынужден встраивать в объектный код фрагмент, который непосредственно перед выполнением данной операции определит типы находящихся в аргументах значений и динамически выберет вариант, соответствующий этому набору типов. Причём такое определение нужно производить при каждом исполнении операции, ведь даже тот же самый код, будучи вызван второй раз, вполне может исполняться по-другому.

Таким образом, использование перегрузки операций в сочетании с полиморфными переменными делает неизбежным динамическое определение вызываемого кода.

Критика

Использование перегрузки не всеми специалистами считается благом. Если перегрузка функций и процедур, в общем, не находит серьёзных возражений (отчасти, потому, что не приводит к некоторым типично «операторным» проблемам, отчасти — из-за меньшего соблазна её использования не по назначению), то перегрузка операций, как в принципе, так и в конкретных языковых реализациях, подвергается достаточно жёсткой критике со стороны многих теоретиков и практиков программирования.

Критики отмечают, что приведённые выше проблемы идентификации, приоритета и ассоциативности часто делают работу с перегруженными операциями либо неоправданно сложной, либо неестественной:

Насколько удобство от пользования собственными операциями способно перевесить неудобства от ухудшения управляемости программы — вопрос, не имеющий однозначного ответа.

Часть критиков высказываются против перегрузки операций, исходя из общих принципов теории разработки программного обеспечения и реальной промышленной практики.



Hosted by uCoz