Методика системного анализа разрабатывается и применяется, если у ЛПР (лица, принимающего решение) нет необходимых сведений об определенной ситуации, позволяющих ее формализовать и найти решение задачи.
В этой ситуации помогает представление объекта в виде системы, привлечение экспертов в различных областях знаний, организация мозговых атак и т. д. Рекомендуется применять различные методы описания систем для создания наиболее эффективного набора методов для данной задачи. Для организации такого процесса определяется часть этапов, выбираются методы для этих этапов, определяются ключевые точки. Часть выделенных и упорядоченных этапов с методами их выполнения представляет собой методику системного анализа.
Методика должна помочь в обосновании полноты анализа и формировании модели принятия решений. Чаще всего в методике сочетаются методы из МАИС (методы активизации интуиции специалистов) и из МФПС (методы формального представления систем).
идентификация симптомов;
определение актуальности проблемы;
определение цели;
вскрытие структуры системы и ее дефектных элементов;
определение структуры возможностей;
нахождение альтернатив;
оценка альтернатив;
выбор альтернативы;
составление решений;
признание решения коллективом исполнителей и руководством;
запуск процесса реализации решения;
управление процессом реализации решения;
оценка последствий реализации.
постановка задачи – включает определение проблемы, выявление целей и определение границ задачи;
поиск – включает сбор сведений и определение альтернативных средств достижения целей;
толкование – построение модели и ее использование;
реализация – агрегирование предпочтительной альтернативы или курса действий;
подтверждение – экспериментальная проверка решения.
определение целей организации;
выявление проблем организации;
исследование проблем и постановка диагноза;
поиск решения проблемы;
оценка всех альтернатив и выбор наилучшей;
согласование решений в организации;
утверждение решения;
подготовка к вводу;
управление применением решения;
проверка эффективности решения.
постановка задачи;
исследование;
анализ;
предварительное суждение;
подтверждение;
окончательное суждение;
реализация принятого решения.
анализ проблемы;
определение системы;
анализ структуры системы;
формирование общей цели и основного критерия;
декомпозиция цели, выявление потребности в ресурсах, процессах;
выявление ресурсов и процессов, композиция цели;
прогноз и анализ будущих условий;
оценка целей и средств;
отбор варианта;
диагноз существующей системы;
построение комплексной программы развития;
проектирование организации для достижения цели.
Методики Квейда, Оптнера и Голубкова больше внимания уделяют разработке и исследованию альтернатив принятия решений. Черняк акцентирует внимание на агрегировании и структуризации целей. У Янга особое внимание уделено процессу реализации принятого решения.
Системный анализ — научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемойсистемы. Опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических методов.
Системный анализ возник в эпоху разработки компьютерной техники. Успех его применения при решении сложных задач во многом определяется современными возможностямиинформационных технологий. Н.Н. Моисеев приводит, по его выражению, довольно узкое определение системного анализа [1]: «Системный анализ — это совокупность методов, основанных на использовании ЭВМ и ориентированных на исследование сложных систем — технических, экономических, экологических и т.д. Результатом системных исследований является, как правило, выбор вполне определенной альтернативы: плана развития региона, параметров конструкции и т.д. Поэтому истоки системного анализа, его методические концепции лежат в тех дисциплинах, которые занимаются проблемами принятия решений: теории операций и общей теории управления».
Ценность системного подхода состоит в том, что рассмотрение категорий системного анализа создает основу для логического и последовательного подхода к проблеме принятия решений. Эффективность решения проблем с помощью системного анализа определяется структурой решаемых проблем.
Согласно классификации, все проблемы подразделяются на три класса:
хорошо структурированные (well-structured), или количественно сформулированные проблемы, в которых существенные зависимости выяснены очень хорошо;
неструктурированные (unstructured), или качественно выраженные проблемы, содержащие лишь описание важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны;
слабо структурированные (ill-structured), или смешанные проблемы, которые содержат как качественные элементы, так и малоизвестные, неопределенные стороны, которые имеют тенденцию доминировать.
Для решения хорошо структурированных количественно выражаемых проблем используется известная методология исследования операций, которая состоит в построении адекватной математической модели (например, задачи линейного, нелинейного, динамического программирования, задачи теории массового обслуживания, теории игр и др.) и применении методов для отыскания оптимальной стратегии управления целенаправленными действиями.
Для решения слабо структурированных проблем используется методология системного анализа, системы поддержки принятия решений (СППР). Рассмотрим технологию применения системного анализа к решению сложных задач.
Процедура принятия решений согласно [2] включает следующие основные этапы:
формулировка проблемной ситуации;
определение целей;
определение критериев достижения целей;
построение моделей для обоснования решений;
поиск оптимального (допустимого) варианта решения;
согласование решения;
подготовка решения к реализации;
утверждение решения;
управление ходом реализации решения;
проверка эффективности решения.
Для многофакторного анализа, алгоритм можно описать и точнее:
описание условий (факторов) существования проблем, И, ИЛИ и НЕ связывание между условиями;
отрицание условий, нахождение любых технически возможных путей. Для решения нужен хотя бы один единственный путь. Все И меняются на ИЛИ, ИЛИ меняются на И, а НЕ меняются на подтверждение, подтверждение меняется на НЕ-связывание;
рекурсивный анализ вытекающих проблем из найденных путей, т.е. п.1 и п.2 заново для каждой подпроблемы;
оценка всех найденных путей решений по критериям исходящих подпроблем, сведенным к материальной или иной общей стоимости.